ПРЕОДОЛЕВАЯ ЗАВИСТЬ вайшнавера гуна-гана кариле дживера трана шунийачхи садху-гуру-мукхе Хорошо известно представление, согласно которому способность прославлять Вайшнава даёт нам шанс совершать прогресс в линии преданности. Легко прославлять Верховного Господа и петь песни или декламировать поэмы в Его честь, но не столь легко прославлять – подлинным образом – слуг Абсолюта. Здесь на сцену выходит такой фактор, как возможность зависти (матсарата): «Он человек. Я обладаю равным статусом. Почему же я должен ему подчиняться?» Подобная пратиштха, эгоизм, служит препятствием на нашем пути, по правде говоря. Нирматсаранам сатам «Бхагавата-дхарма предназначена лишь для садху, свободных от зависти».. Господь также говорит: «Если ты предан Мне, то не являешься Моим истинным преданным, но если Ты предан Моему преданному, то ты истинно предан Мне». Зависть служит мерилом подлинности этого явления (преданности). Нирматсаранам сатам. Мы, естественным образом, можем не испытывать дух соперничества по отношению к Верховному Господу, но комплекс «конкурирующего превосходства» возможен в случае Вайшнава: «Я не могу подчиниться им. Это трудно». Однако, когда мы действительно захвачены и побеждены сваруп-шакти, йогамайей Кришны, тогда мы усваиваем реалистичную точку зрения; этот взгляд созревает естественно, в процессе нашего очищения, нашего прогресса: «Я – ничто, но он – всё. Он – Вайшнав, Гуру. Гуру и Вайшнав являются истинными носителями Кришна-бхакти. Они – хозяева её «кладовой»; мои же руки пусты. У меня ничего нет». Чем больше мы действительно приближаемся к Безграничному, тем больше не можем не считать себя самыми низкими. Стандарт, критерий оценки Вайшнаваты природы Вайшнавизма таков. Это не пустые слова; это искреннее чувство сердца. Когда Кавирадж Госвами говорит: «Пуришера кита хаите муни се лагхиштха: «Я ниже навозного червя»», то это не имитация. Это его прочувствованная сердцем правда о себе. Ачарйа абхман – это иное явление. Это самоутверждение исключительно с целью служить Вайшнаву. То есть, в этой позиции присутствует искренность. Это утверждение себя, но не эгоистическое; фактически, это самоутверждение с целью спасти массы и сохранить престиж Вайшнавов. Таким образом, это уместная позиция в двух отношениях: (1) она даёт возможность продемонстрировать истинное положение Вайшнава, и (2) спасти обычных людей от ложных усилий и ошибочных представлений. Спасение других от подобных опасностей и нежелательных последствий есть своего рода самоутверждение, но оно не носит эгоистический характер. Скорее, это самопожертвование. Мы должны это учитывать. В Вишва Вайшнава Раджа Сабхе, наш Гуру Махарадж тактично разрешал противоречия, прося своих учеников прославлять друг друга, совершать гуна-ган – давать должную оценку достоинствам других. Особенно тех учеников, что испытывали взаимную неприязнь, он просил: «Скажите что-нибудь хорошее о вашем друге». Зачем? Чтобы попытаться указать на светлую сторону, сварупу, и пренебречь мнимой, кажущейся стороной. Он велел: «Скажите что-нибудь хорошее о вашем друге, которого вы, казалось бы, считаете вашим оппонентом». «Нужда всему научит»: когда некто вынужден высказаться о другом в позитивном ключе, то он волей-неволей должен обратить внимание на достоинства рассматриваемого субъекта и рассказать о них. Благодаря этому, становится очевидным измерение Вайшнавизма в личности, а майическая сторона, мнимая, иллюзорная, предаётся забвению. Таким образом, киртан очень эффективен. Почему? Когда меня просят высказаться по какому-то вопросу, то я не могу не быть абсолютно внимательным к рассматриваемому предмету. Совершая киртан, мы должны максимально эффективно утверждать свою позицию, в попытках собрать воедино различные положения и что-то сказать. Подобно тому, как мы прославляем Господа, мы должны прославлять Вайшнава. Сваруп, внутренняя сторона, внутренний аспект, светлая сторона должна получать должную оценку, тогда как мнимую сторону следует игнорировать. Благодаря этому будут установлены реальные отношения двух Вайшнавов. Такой была практика нашего Гуру Махараджа, особенно в Вишва Вайшнава Раджа Сабхе в Дхаме Махапрабху. Дхам был его обителью, и таким был его метод: пытаться прославлять Вайшнава, пытаться дать должную оценку благородству Вайшнава. Это непросто, но если мы сумеем это сделать, то достигнем должного стандарта преданности и жертвенности, до известной степени. Господь сказал: «Тот, кто любит Меня, не испытывает ко Мне подлинной любви; но тот, кто любит Моих преданных, моих слуг – его любовь ко Мне носит более реальный характер. Характер истинный, абсолютный». Таким образом, мы будем пытаться по достоинству ценить характер и поведение Вайшнава, благодаря чему сумеем достичь высокого стандарта жизни в преданности. Б. Р. Шридхар Махарадж

Теги других блогов: зависть преданность Вайшнавизм